5 мая 2019г. вступили в силу новые правила о отношении пользователей интернет-мессенджеров. В соответствии с которыми, компании — владельцы мессенджеров обязаны идентифицировать личность вновь подключенных абонентов через оператора сотовой связи.
До момента прохождения идентификации, человек лишен возможности использовать функционал программы: отправлять и получать сообщения и медиафайлы, а также осуществлять звонки.
Идентификации пользователей мессенджеров: теория
В теории процесс идентификации выглядит так.
При установке мессенджера человек указывает номер своего мобильного телефона. Далее администрация мессенджера направляет запрос оператору сотовой связи, за которым числится данный номер. У оператора есть 20 минут на идентификацию клиента и занесение в реестр данных о подключении нового приложения для коммуникации.
Если данные оператором не найдены, мессенджер блокирует пользователю функционал приложения.
При отказе от услуг мобильного оператора, соответствующая информация передается администрации мессенджера. Та, в свою очередь, требует повторной авторизации человека с указанием актуальной сим-карты.
Эта мера должна затруднить злоумышленникам использование незарегистрированных сим-карт.
Исключением являются мессенджеры, чьи юридические лица зарегистрированные в России. Они имеют возможность самостоятельно отправлять проверочное смс для установления личности владельца номера (хотя на практике любая сим-карта может быть куплена с рук без указания паспортных данных).
Отслеживание пользователей мессенджеров: практика
На данный момент закон не исполняется. Хотя мобильные операторы утверждают, что технически готовы к его реализации.
В отношении Telegram можно сказать наверняка — администрация сервиса не планировала, и не будет соблюдать требования закона. К тому же, мессенджер и так безуспешно блокируется на протяжении последних полутора лет. Читайте: Как Telegram защищает переписку и файлы пользователей.
Остальные мессенджеры, подпадающие под требования идентификации пользователей: SnapChat, WeChat, Threema, Vkontakte.
Таким образом, нашумевший закон привел к двум результатам:
- требование обязательного учета мессенджеров, которые а) вне закона, б) непопулярны в РФ.
- полное непонимание субъектами закона процедуры взаимодействия и способа обмена данными.
Можно предположить, что количество клиентов зарубежных мессенджеров, не выполняющих требования закона «Об информации», будет лишь увеличиваться.
Информация обновлена: 07 мая 2019 г.